суббота, 9 февраля 2013 г.

на какой улице находится новосибирская барахолдка

— Да, остались самые стойкие. Многие из тех, кто начинал, умерли, небольшой процент вернулся к работе по профессии. А мы — это уже мамонты какие-то. Приезжают сюда действительно отовсюду — в основном из Киргизии. Многие уже получили российское гражданство, купили здесь квартиры, платят налоги. Некоторые даже в армии служат.

— Местных торговцев сегодня осталось очень мало. Как вы уживаетесь с приезжими?

Тогда это было обычное дело. Ещё «игровых» поначалу много было: «Откройте купончик, ой, вы выиграли! Осталось только доплатить». А сейчас даже карманников не стало почему-то.

Нас грабили и по пути на работу, и в контейнерах. Мы же отстаивали тут по две смены. Не выдержишь и уснёшь — что-то украдут.

Страшно было не только ездить за товаром. Два ночи, зима и темно, а я иду на барахолку пешком, даже плакала от страха.

Я и сейчас боюсь ездить. Когда еду и везу деньги, ни с кем не разговариваю, надеваю всё те же лохмотья. А если спрашивают, говорю, что к сыну в армию. Обратно уже легче — деньги истратишь и спокойнее.

В первую поездку я заняла денег, надела самую рваную и заношенную одежду, села на поезд и поехала в Читу за товаром. Когда у тебя нет ничего, кроме большой суммы чужих денег, ты испытываешь только страх. А если ограбят? А если отберут товар? Вокруг полный беспредел — озверевшие от страха люди, таможня бесчинствовала по полной. Наши таможенники тогда могли отобрать всё до последней вещи. Люди так же, как и я, занимали деньги и ехали, чтобы хоть как-то себя прокормить. Был один поезд из Урумчи, который таможня обчистила полностью. Большинство людей тогда просто наложили на себя руки. Уже потом мы научились договариваться, приплачивать кому надо. Приходилось и товар выкидывать, и ссаживали меня с поезда сколько раз.

В начале 90-х вход на Гусинобродский рынок был платным

— Сюда приходили не от хорошей жизни, а от безысходности. Был 92-й год, меня выгнали с завода на улицу. Я — инженер с высшим образованием, хороший специалист. Но специалисты вдруг оказались никому не нужны. У меня трое детей, которых нужно было поднимать одной. Моя история здесь самая обычная, мы все стояли и торговали — инженеры, стоматологи, учителя, учёные, лётчики, военные.

— Как так получилось, что вы начали работать здесь? Какой была барахолка в начале 90-х?

Вслед за «оптовкой» открывается дневная барахолка, где товары продают в розницу. «Розница» работает каждый день до 15 часов, и самые оживлённые дни — это, конечно, выходные. Елена торгует на барахолке уже 20 лет, она была одной из первых, кто сменил «гражданскую» профессию на место в торговых рядах Гусинобродского рынка, её регистрационный номер частного предпринимателя — в первой сотне. Назвать фамилию женщина отказалась, фотографировать себя тоже не дала, но рассказала, как всё начиналось и чем, по её мнению, закончится.

В третьем часу ночи на рынке уже оживлённо. Все стоянки заняты транспортом — большими рейсовыми автобусами, маленькими маршрутными «Газелями», легковыми машинами. Глядя на номера и автобусные таблички, можно понять, куда сегодня уедут товары: Томск, Омск, Ленинск-Кузнецкий, Кемерово, Ачинск, Красноярск, Кызыл, Северобайкальск, Якутия, Нефтеюганск — вся Сибирь закупает товары на «Гусинке», и не только Сибирь. Оптовики бегают с тележками по рядам, всюду спешка и толкотня — времени на покупки немного, всего несколько часов. Горы баулов на тележках растут, периодически их заталкивают в багажные отделения автобусов и снова мчатся за товаром.

Глубокая ночь — время сна для большинства людей и начало рабочего дня для продавцов рынка. В два ночи открывается «оптовка», и на ней не менее оживлённо, чем днём. Большинство продавцов живут неподалёку — на Восточном жилмассиве, но пешком до торговых рядов мало кто ходит, в основном передвигаются на такси. Тариф стандартный — 100 рублей, на двоих — 50, на четверых и вовсе по 25. Большая часть такси — старые «Жигули», как правило, купленные в складчину, работают на них по очереди. У таксистов побогаче и пофартовее — машины побольше, есть даже микроавтобусы.

5 вещевых рынков на «Гусинке»: «Невский», «Скиннер», «Радуга», «Русич» и «Маммон»

До января остаётся всё меньше времени, но новосибирская барахолка продолжает работать. Корреспонденты Сиб.фм решили запомнить барахолку такой, какая она есть, и узнать, чем живут продавцы и на что надеются.

Причины три: во-первых, новый федеральный закон «О розничных рынках», по которому с 1 января 2013 года рынки в больших городах должны располагаться только в крытых и капитальных сооружениях. Во-вторых, разработанная ещё в 2002 году «Концепция города о развитии Гусинобродских рынков» также предполагает переезд «барахолки» под крышу. И, в-третьих, на месте, которое сейчас занимают торговые ряды, планируется разместить метродепо и разворотное кольцо поездов новосибирского метрополитена.

Гусинобродский вещевой рынок (больше известный как новосибирская барахолка) — один из крупнейших за Уралом. Он появился ещё в 70-х годах двадцатого века, в начале 90-х обрёл второе рождение. Здесь работают более десяти тысяч продавцов, а покупатели-оптовики приезжают за товаром практически из всех городов Сибири. С новосибирской барахолкой связано много историй, в том числе и криминальных, а в сентябре 2012 года вокруг неё разгорелся ещё один скандал — рынок собираются перемещать на другое место.

На Востоке базар — главное место в городе. Где он возник, там и должен оставаться, ведь это центр не только торговли, но и общения: здесь и делятся последними новостями, и пьют чай. В Сибири базаров нет, зато есть вещевые рынки, и живут они по совершенно другим правилам.

Фотографии Романа Брыгина

 Новосибирская барахолка как уходящее явление  1.10.2012, 07:01

Комментариев нет:

Отправить комментарий